МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

АНАЛИТИКА


Итоги работы промышленности и энергетики Алтайского края в 2021 году и задачи на 2022 год

Слаженная работа всех отраслей промышленности в условиях пандемии коронавируса позволила завершить его с положительными, результатами по многим показателям.

Индекс промышленного производства составил 101,7%. Должен заметить, что это ниже общероссийского уровня равного 105,3% и уровня СФО – в 102,9%.

Но если за базу брать 2019 год, то наша промышленность приросла на 2,8%, промышленность России – на 3,1%, а вот Сибирь в целом не вышла на докризисные показатели. Индекс по СФО к 2019 году составил 98,4%. Иными словами, наши предприятия не только уверенно отработали в пандемийном 2020 году, но и показали рост в 2021 году не благодаря эффекту низкой базы, а за счет действительно эффективной работы.

Объем произведенной промышленной продукции, измеряемый в денежном выражении, увеличился по сравнению с 2020 годом в большей степени благодаря ценовой конъюнктуре.

За год алтайскими предприятиями было отгружено продукции и оказано услуг на 541 млрд. рублей, что на 30% выше объемов 2020 года. Наибольший прирост наблюдался в производстве кокса – в 2,4 раза, деревообработке – в 1,7 раза, производстве машин и оборудования – в 1,6 раза.

Рост денежных поступлений за отгруженную продукцию привел к росту совокупной прибыли, полученной в промышленности. По обрабатывающим производствам за год она увеличилась в 2,1 раза и достигла 68 млрд. рублей. Доля прибыльных организаций превысила 85%, что является максимальным показателем за последние 30 лет.

По итогам года в десятке крупнейших налогоплательщиков края оказались сразу 5 представителей обрабатывающих производств, а «Алтай-Кокс» возглавил рейтинг.

В прошлом году большинство промышленных предприятий увеличили объемы производства. Предприятия аграрного машиностроения очередной год отработали с ростом. В среднем, рост был в 1,5 раза. Одна из причин этого – активное участие в мерах государственной поддержки. Предприятия этой отрасли могут стать для многих примером получения субсидий и льготных займов на федеральном и региональном уровнях.

После сложных периодов практически восстановились крупнейшие предприятия котлостроения – Сибэнергомаш-БКЗ и Бийский котельный завод. По объективным причинам, из-за имеющейся налоговой задолженности, эти предприятия не могли воспользоваться финансовой поддержкой, но мы расчитываем, что в этом году ситуация изменится.

Отрасль вагоностроения также в прошлом году показала положительную динамику, что очень важно для промышленности региона, так как с предприятиями этой отрасли в кооперации работает целый ряд заводов, а вклад сборочных производств в показатели развития промышленности один из ключевых. Объемы производства «Алтайвагон» в сопоставимых ценах увеличились по сравнению с 2020 годом на 6%, рубцовского филиала АВЗ – на 11,5%, «Барнаульского ВРЗ» – на 18%.

Большинство предприятий химической промышленности также отработали год с положительными результатами. Это касается ООО «Нортек», Барнаульских заводов АТИ и РТИ, Алтайского химпрома.

Заработная плата на предприятиях промышленности за прошедший год увеличилась в среднем на 10% и достигла 33,4 тысяч рублей, а в энергетике – на 7,8%, превысив 38 тысяч рублей.

На 11% увеличился объем промышленного экспорта. В абсолютном выражении он составил 508,5 млн. долларов США. Предприятиями осваивались новые рынки сбыта и выстраивались торговые связи в странах Азии. Многие из них сохранятся и станут основной дальнейшей работы с партнерами, как сейчас принято говорить из «дружественных стран».

Также отмечу, что объем инвестиций в основной капитал по курируемым Министерством отраслям по итогам 2021 года увеличился более чем на десять процентов по сравнению с 2020 годом. Предприятия вложили в свое развитие более 15 млрд. рублей, что два года подряд является самым большим объемом вложений за последнее десятилетие.

Наибольшие вложения осуществлялись в добычу полиметаллических руд, энергетику, производство резиновых и пластмассовых изделий и производство транспортных средств.

На эти средства закупалось новое оборудование, осваивался выпуск перспективных видов продукции, проводились мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Говоря об инвестиционных вложениях, стоит отдельно выделить предприятия энергетики.

При подготовке энергообъектов края к периоду осенне-зимних максимумов нагрузки в 2021 году на финансирование ремонтных программ направлено 3,5 млрд. рублей.

Объем инвестиций в 2021 году составил 3,6 млрд рублей, в том числе генерирующими и теплосетевыми компаниями - 1,2 млрд. рублей, территориальными электросетевыми организациями – 2,4 млрд. рублей.

На подготовку к отопительному периоду 2022 – 2023 годов предприятиями энергетики планируется направить 3,5 млрд. рублей (что выше планового значения 2021 года). Генерирующими и теплосетевыми компаниями планируется направить более 2,3 млрд. рублей, территориальными электросетевыми организациями – более 1,1 млрд. рублей.

Объем инвестиций в 2022 году в настоящее время сформирован в размере 2,9 млрд. рублей.

Впервые за многие годы существенный объем вложений, более 1,5 млрд. рублей, выделен из краевого бюджета на решение проблемы теплоснабжения города Яровое. В настоящее время уже начата разработка перспективной схемы теплоснабжения. Сформированы ремонтные бригады на выполнение работ по подготовке к следующему осенне-зимнему периоду, прорабатывается установка дополнительного котлоагрегата на ТЭЦ.

Всё это должно существенно изменить ситуацию с теплоснабжением в городе.

В 2021 году большое внимание, как и планировали, мы уделили сопровождению инвестиционных проектов в промышленности.

При нашей поддержке Алтайский битумный терминал в тестовом режиме начал принимать первые партии битума.

Барнаульский завод прессового оборудования отгрузил более 1 тысячи колесных дисков на ПТЗ и в Беларусь. Буквально на днях завод посетили представители Ростсельмаша, которые также заинтересованы в приобретении дисков. Это один из примеров проектов импортозамещения, который мы сопровождали и совместно пришли к реальному результату.

БМК «Меланжист Алтая» приобрел 3 новые производственные линии и планирует продолжать инвестиции в производственную площадку. Для реализации проекта необходимо увеличить мощности по водоснабжению и водоотведению. Это будет сделано за счет бюджета. Необходимые средства регион получил из федерального центра в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов.

Напомню, что для развития мунайского месторождения бурых углей также за счет инфраструктурного бюджетного кредита будет построена необходимая транспортная инфраструктура.

В планах на этот год – получить бюджетный кредит на создание инфраструктуры для развития Галухинского цементного завода. Предприятие вкладывает серьезные инвестиции в производство, и мы также ставим своей задачей – поддержать проект.

Барнаульский завод АТИ при поддержке Фонда развития Алтайского края начал реализацию проекта по организации производства изделий из терморасширенного графита.

АЗПИ также при поддержке краевого Фонда успел приобрести оборудование для расширения производственных мощностей. Перед заводом сейчас стоят серьезнейшие задачи по импортозамещению.

В прошлом году были проведены основные работы по созданию промышленного технопарка «Юг Алтая» в городе Рубцовске. Технопарк готов на 97% и в ближайшее время будет запущен в работу.

Второй технопарк, уже в следующем году, появится в городе Бийске. Предприятием Алтайвитамины разработана проектная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы и подана заявка в минэкономразвития РФ. Федеральное финансирование в размере 500 млн. рублей уже одобрено, в текущем году предстоит большая работа по реализации этого проекта.

Следующим шагом в развитии сети технопарков будет город Барнаул. В проработке уже есть несколько проектов, которые и планируем выводить на государственную поддержку.

В 2022 году мы продолжаем сопровождать проект по развитию площадки Алтайского моторного завода. В прошлом году имущество предприятия было консолидировано в единых руках и сейчас, совместно с собственником, прорабатывается несколько вариантов развития этой площадки. С учетом важности завода для импортозамещения его восстановление остается одной из ключевых задач.

Еще один проект, сопровождением которого минпромэнерго занималось в прошедшем году, это запуск дополнительной установки по производству кислорода. Напомню, что его потребление ковидными госпиталями в условиях пандемии выросло до 52 тонн в сутки, а производилось в регионе всего 6 тонн в сутки. В четвертом квартале прошлого года собственные мощности предприятия Алтайстройдеталь увеличились до 16 тонн. В текущем году планируется увеличение еще на 5 тонн в сутки, что позволит выйти почти на 50% обеспечение больниц кислородом собственного производства.

Уважаемые руководители, я привел примеры лишь несколько проектов, которые находились и находятся на сопровождении в нашем министерстве. Их количество постоянно растет.

Серьезным фактором, сдерживающим развитие новых производств, является отсутствие на территории города Барнаула свободных земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

Считаем, что этот вопрос должен решаться системно, через создание новой промышленной зоны в виде индустриального парка с современными инструментами государственной поддержки. Для этого Губернатором Алтайского края, Виктором Петровичем Томенко дано поручение соответствующим органам зарезервировать земельный участок в Индустриальном районе.

В текущем году нам необходимо плотно заняться проработкой этого вопроса, так как более полутора десятков инвестиционных проектов ждут своей реализации.

С темой инвестиций неразрывно связана и Концепция развития промышленности, которая была разработана нами с привлечением специалистов Алтайского технического университета. Считаю, что этот документ, прошедший согласование с директорами промышленных предприятий, Общественной палатой и депутатами краевого Законодательного Собрания в сегодняшних реалиях стал более актуальным и значимым для промышленного блока. Мы будем использовать этот документ, как стратегический на ближайшие годы.

Говоря об итогах прошедшего года, должен отметить, что впервые была запущена программа подготовки инженерных кадров для промышленности и энергетики.

Кадровый вопрос был и остается одним из ключевых, поэтому Губернатором края было принято решение о продлении действия программы подготовки, уже проведены конкурсные процедуры. Как и в прошлом году исполнителем программы определен Технический университет.

Одной из задач отчетного периода являлось увеличение объемов поддержки предприятий, получаемой на федеральном уровне. Это и субсидирование затрат на транспортировку продукции на экспорт и льготные средства ФРП, субсидии на НИОКР и многое другое.

По итогам года, помимо средств, выделенных на создание технопарка, промышленным предприятиям Алтайского края было выдано более 700 млн. рублей федеральных субсидий, что на 30% больше объемов поддержки, оказанной в 2020 году.

Учитывая эти средства, а также прибыль, полученную предприятиями по итогам прошедшего года, можно говорить, что определенный запас прочности в промышленности и энергетике в 2021 году был создан.

Это очень важно для работы в новых экономических условиях, к которым бизнесу необходимо адаптироваться и выйти с наименьшими потерями.

Сейчас я хотел бы перейти к текущей ситуации - проблемах и рисках, с которыми столкнулись отрасли промышленности и энергетики, а также о том, как мы вместе будем справляться с этими вызовами.

Инфляционные процессы стали первым из вызовов для предприятий. Многие поставщики исходного сырья, материалов и комплектующих начали повышать цену на свою продукцию, когда угрозы торгового эмбарго и ограничения доступа к валютным ресурсам еще только обсуждались на Западе.

Предприятия, выпускающие продукцию из металла, столкнулись с ростом цен на материалы на внутреннем рынке. Во-первых, цена выросла из-за роста курса валюты, потому что металлурги выставляют цены на продукцию в долларах. Во-вторых, цена на металл в принципе возрастает из-за неопределенности на рынке.

Всё это отражается в первую очередь на машиностроительных предприятиях. Те, у кого заключены долгосрочные контракты с крупными компаниями и корпорациями сейчас работают либо практически с нулевой рентабельностью, либо вообще в убыток.

Предприятия химии, использующие в производстве полимеры и каучук, уже отмечают рост цены на это сырье на внутреннем рынке.

Более того, отмечаются случаи, когда поставщики идут на возврат уже внесенных авансовых платежей, не заключая новых контрактов в ожидании установления новых цен.

Плюс повышение ключевой ставки Банка России привело к удорожанию коммерческих кредитов до 25%, что делает их привлечение на пополнение оборотных средств заведомо невыгодным.

Все эти проблемы приводят к нехватке оборотных средств, необходимых для осуществления производственной деятельности.

Поэтому, первоочередные меры поддержки экономики, реализуемые на федеральном и региональном уровнях, будут направлены на пополнение оборотных средств. Первое и, наверное, самое важное сейчас – обеспечить промышленность кредитами по «подъемным» ставкам. Для этого на федеральном уровне разработаны механизмы льготного кредитования как для предприятий малого и среднего бизнеса, так и для крупных предприятий.

Для нас последняя инициатива особенно важна. На долю 50 крупных предприятий приходится 2/3 всего объема промышленного производства в крае.

Поэтому остановлюсь именно на поддержке этого сегмента.

Во-первых, на федеральном уровне запущен механизм льготного кредитования системообразующих предприятий российской экономики под 11% годовых. Кредиты выдают коммерческие банки, а Правительство России компенсирует им разницу в рыночной и льготной ставках.

Со своей стороны, мы направили в Минпромторг России предложение о включении в список системообразующих предприятий еще 24 наших завода. Напомню, в этом списке сейчас находится 4 предприятия – Нортек, РЗЗ, Мартика и Алтайвагон.

Для компаний, не вошедших в список системообразующих, нами, совместно с региональным минэкономразвития проработана программа субсидирования процентных ставок для удешевления кредитных ресурсов. Сейчас она проходит обсуждение с Общественной Палатой и Союзом промышленников.

Обсуждается возможность выделения средств на эти цели из федерального бюджета. На сегодняшний день Минпромторг России готовит все необходимые документы для финансирования. Эти средства также должны пойти на субсидирование ставки рефинансирования Центробанка.

В дополнение к этому, Алтайский край прошел отбор на получение субсидии на софинансирование региональной программы развития промышленности и получит еще 50 млн. рублей на предоставление безвозвратных субсидий предприятиям, которые ранее приобрели производственное оборудование. Понимаем, что сумма не значительная, но некоторым предприятиям помочь удастся. Эти средства можно будет направить на пополнение оборотные средств либо на закупку оборудования.

Еще одной проблемой является выполнение ранее заключенных государственных контрактов. Рост цен на сырье и материалы ставит под угрозу их выполнение. Для решения этой проблемы на федеральном уровне внесены поправки в Закон №44 допускающие изменение существенных условий государственных контрактов, в том числе и цены.

Представители интересов государства в советах директоров акционерных обществ с госучастием, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, могут инициировать вопрос о неприменении штрафов и о возможности продления сроков исполнения договоров и корректировки цен в 2022 году при нарушении обязательств поставщиком из-за санкций в отношении России.

Данные нормы, к сожалению, носят разрешительный, а не обязательный характер для заказчиков. При этом на сегодняшний день отсутствуют механизмы определения степени влияния санкций на возможность поставщика исполнять свои обязательства. Мы будем следить за доработкой этих документов и оперативно информировать вас о вносимых изменениях.

Не понятным на сегодняшний день остается механизм тарифного регулирования. Утвержденные в декабре прошлого года тарифы, вступают в силу с июля текущего года и не включают в себя тот рост стоимости материалов, о котором я говорил ранее. Это приведет к тому, что у энергокомпаний неминуемо появятся выпадающие доходы, механизм компенсаций которых пока не ясен. Кроме этого, под вопросом остается стопроцентное выполнение инвестиционных программ в части запланированных объемов работ.

Большие риски для предприятий связаны с высокой зависимостью от импорта. Промышленные предприятия и энергокомпании региона имеют существенную долю приобретаемых за рубежом комплектующих, а также производственного оборудования. Наибольшая зависимость от импортных поставок в части комплектующих наблюдается в радиоэлектронике, станкостроении, снабжении подшипниками, инструментами, оснасткой, гидравликой; в части поставок оборудования – в металлообработке, легкой и добывающей промышленности. В среднем по промышленности в регионе доля импортного оборудования составляет 35-40%, а в добыче полезных ископаемых и легкой промышленности и вовсе превышает 80%.

Быстрого решения этой проблемы сейчас, к сожалению, быть не может. Заместить европейских поставщиков мы можем только двумя способами: выстроив новые кооперационные связи с азиатскими партнерами и организовав выпуск собственной отечественной продукции, которая заменит иностранные аналоги.

Оба направления непростые. Организовать поставки продукции из Китая и других стран, с которыми продолжается торговое сотрудничество, можно через торговые представительства и при содействии Минпромторга России. Все предложения в этой части мы уже принимаем и подключаем к их реализации коллег из федеральных органов.

Что касается самостоятельного производства продукции, которая заместит европейские аналоги, то здесь необходимо расширять кооперационные связи. Эта работа теперь вышла на первый план.

Любой кризис имеет две стороны – проблемы и возможности. Некоторые предприятия уже обратились к нам с конкретными предложениями по импортозамещению европейской продукции. Речь идет как об отдельных комплектующих, так и о производственном оборудовании. Алтайгеомаш отмечает рост интереса к своему геологоразведочному и бурильному оборудованию, Барнаульский завод АТИ готов замещать импортные уплотнительные материалы и изделия.

Для развития внутрирегиональной кооперации мы также видим два пути. Первый – уже идет сбор информации о ваших возможностях производства и потребностях в кооперации. Эта работа проводится со стороны Союза промышленников Алтайского края и нашего Министерства. То есть ведется выстраивание работы в ручном режиме.

Второй вариант – работа с информационным ресурсом по кооперации в сети интернет. Таких ресурсов сейчас несколько – Государственная информационная система промышленности с новым разделом «Биржа импортозамещения»; интернет-площадки, на которых проходят торги в рамках госзакупок и еще ряд всероссийских площадок. В этом случае нам удастся автоматизировать процесс обмена информацией о том, какие возможности есть у одних предприятий, и какие потребности у других.

Важно, что ни ручной сбор информации, ни через сайт не станет эффективным без полного вашего включения в эту работу. За последний год количество позиций алтайской продукции, информация о которой размещена в каталоге ГИСП, увеличилось в 3 раза и приблизилось к отметке 4 тыс. единиц. Это хорошая динамика и нужно ее наращивать.

Перейду к следующей проблеме. Ряд наших предприятий, которые заказали и оплатили европейское оборудование, сейчас не понимают, когда оно поступит и поступит ли вообще. А те, кто планировал реализацию инвестпроектов, активно анализируют варианты замещения станков отечественными и китайскими аналогами.

Данные обстоятельства ставят под угрозу дальнейшее расширение производств и освоение выпуска новых видов продукции.

Конечно, для решения проблемы необходимо усиленно развивать производство отечественных станков, оборудования и комплектующих к ним, а в краткосрочной перспективе взаимодействовать с партнерами из Китая.

При этом, все инвестиционные меры поддержки и льготные ставки Фондов развития будут сохраняться, поэтому те предприятия, которые готовы заниматься станкостроением, сейчас имеют все возможности для реализации таких проектов.

Еще одним риском является наличие обязательств перед государством у предприятий, которые получали меры поддержки. Они должны выполнять запланированные индикаторы по созданию рабочих мест, объему инвестиций, увеличению налоговых отчислений, своевременному внесению процентов по льготным займам и платежей по договорам лизинга.

Исполнение данных показателей в нынешних условиях может стать просто невозможным. В связи с этим Правительством России принято решение о предоставлении отсрочки по исполнению обязательств по субсидиям, предоставленным в рамках госпрограмм по заявлению предприятий. С нашей стороны также планируется предусмотреть возможность изменить сроки достижения установленных в соглашениях показателей на один год.

Сегодня много вопросов от руководителей предприятий поступает на тему пролонгации договоров аренды земли. Те, кто занимается строительством производственных цехов на земельных участках, взятых в аренду у государства, рискуют не завершить проекты до истечения срока аренды из-за сбоев в поставках стройматериалов и роста их стоимости.

Для таких предприятий на федеральном уровне предусмотрена возможность продления срока аренды. Эти нормы действуют и на региональном уровне. Если у вас есть потребность в продлении договоров аренды, сегодня вы имеете все законные основания их продлить.

Особого внимания сегодня требует направление экспорта.

В отличие от кризиса 2014 года, когда целый ряд алтайских экспортеров получил дополнительную прибыль на фоне девальвации рубля, в сегодняшней ситуации такого эффекта не будет.

Предприятия, поставляющие свою продукцию в Европу и Америку, озвучивают риски закрытия этих рынков для реализации товаров. На проработку альтернативных рынков сбыта потребуется время и не факт, что они в полной мере компенсируют прежние объемы экспорта.

Минпромторгом России рассматривается возможность организации на государственном уровне бизнес-миссий в перспективные с точки зрения экспортных поставок страны. Прежде всего, речь идет о Юго-восточной Азии. Мы будем отслеживать все предлагаемые направления и своевременно приглашать алтайские предприятий к участию в данных мероприятиях. Все-таки переговоры в составе представительной делегации под руководством органов исполнительной власти имеют больший вес, чем попытки договориться индивидуально.

Много споров вызвал запрет на экспорт из России целого ряда товаров. После уточнения было дополнительно разъяснено, что ограничивается реэкспорт ранее закупленных за рубежом товаров, а не произведенной в России продукции. Для подтверждения отечественного происхождения вывозимого товара сегодня требуется сертификат о происхождении по форме СТ-1, СТ-2 или заключение по постановлению 719.

Кстати, действие ранее выданных заключений по постановлению 719 продлено на 2 и 3 года в зависимости от вида продукции.

Еще одним проблемным вопросом является логистика. Так, из-за расширения круга стран, которые вводят ограничения, предприятия не могут выстроить новые устойчивые логистические цепочки по поставке комплектующих из Европы.

Помимо этого, ряд крупных западных транспортных компаний, которые занимаются перевозкой контейнеров, в том числе из Азии в Россию, объявили о прекращении работы с Россией. В связи с этим могут возникать сбои в поставках сырья и комплектующих на предприятия региона.

В качестве меры государственной поддержки экспортеров на региональном уровне с текущего года мы планируем запустить программу субсидирования затрат на транспортировку продукции для алтайских предприятий. Логистические издержки по причине необходимости построения новых транспортных маршрутов занимают заметную долю в себестоимости продукции, и мы считаем, что такая поддержка будет востребована.

Такова на сегодня складывающаяся вокруг нас ситуация и возможные меры реагирования на нее.

Что касается названных проблем, то я выделил именно системные, которые затрагивают целые отрасли и промышленность в целом. Каждый из вас может назвать еще с десяток проблем.

Исходя из вышесказанного, обозначу ряд первоочередных системных задач, которые требуют нашего участия.

В промышленности это:

- кардинальное наращивание внутренней кооперации для оперативного замещения иностранных комплектующих, сырья и материалов. Необходимо сфокусировать на этом все возможные меры поддержки;

- максимально адаптировать меры поддержки под новые обстоятельства и упростить доступ предприятий к ним;

- вовлечение федеральных ведомств (Минпромторг РФ, Российский Экспортный центр, ФРП) в решение общесистемных проблем предприятий. Минпромэнерго Алтайского края здесь отводится роль связывающего звена между предприятиями и федеральным центром;

- выстраивание новых каналов обмена информацией между предприятиями и органами власти. В прошлом году наше министерство активно начало использовать инстаграмм. В связи с блокировкой данного ресурса, в настоящее время осуществляем переход на телеграмм-канал.

Всё это должно помочь предприятиям промышленности в сегодняшних условиях не останавливать свою деятельность и сохранить трудовые коллективы.

В энергетике, помимо вышеперечисленного, наше внимание будет сконцентрировано на:

- контроле и содействии в подготовке к очередному отопительному периоду;

- приоритезации объемов работ в рамках утвержденных инвестиционных программ.